ЧЕЛОВЕК И ДЕЛО
Счастье воспитателя – в детских глазах

Т. В. Рыжкова проводит зарядку с малышами.В.А. Сухомлинский говорил, что от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

 С момента рождения и до поступления в дошкольное учреждение ребенок воспитывается в семье, в атмосфере любви и ласки близких ему людей. Первый педагог, с которым встречается он в своей жизни, – это воспитатель. Для 19 малышей одной из групп детского сада "Радуга" таким педагогом стала Татьяна Вячеславовна Рыжкова, считающая, что первая встреча – это всегда волнующее событие не только для ребенка, но и воспитателя. На него устремляются сразу несколько пытливых детских глаз, в которых читается вопрос: какая ты, наша воспитательница?

 Сама она родилась в большой многодетной семье: с детства ее окружали братья и сестры, и поэтому проблемы с выбором профессии не было. В 1987 году она пришла в детский сад № 5, совмещая работу с учебой в Тамбовском педагогическом училище. Сегодня в своей работе она использует сразу несколько программ для дошкольников. На основе программы "Эколог в детском саду" под редакцией С.Н. Николаевой моя собеседница в нынешнем году будет вести семинар – практикум для педагогов дошкольного образования. В него войдет проведение комплексных экологических занятий, которые влияют на всестороннее развитие личности ребенка, а также весеннее выращивание растений в группе, проведение цикла наблюдений за растущими растениями и многое другое.

  По словам Татьяны Вячеславовны, на занятиях она часто использует игровые моменты, персонажи кукольного и картонного театра. В занимательной форме было проведено познавательное занятие по основам безопасности жизнедеятельности о правильной и здоровой пище под названием "Рецепты для Бабы Яги". Дошкольники рассказывали сказочному персонажу, в чем польза свежих овощей и фруктов. А чуть позже ребята учили Бабу Ягу правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

 В настоящее время педагог готовится к участию в районном конкурсе "Воспитатель года", одним из обязательных этапов которого является проведение открытого занятия. Его в форме сюжетно - ролевой игры она провела в дошкольном учреждении № 7 с использованием здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимнастика, элементы релаксации, то есть снятия напряжения в игровой форме. Воспитательница выступила в роли мамы – медведицы, а ребята с удовольствием почувствовали себя маленькими медвежатами.

 Работа педагога такова, рассказывает воспитатель почти с двадцатилетним стажем, что часто на праздники приходится перевоплощаться и стараться мастерски развеселить своих воспитанников, то есть использовать артистический талант. Татьяне Вячеславовне приходилось играть роли хитрой Бабы Яги, добродушного Карлсона, коварного разбойника и других сказочных героев.

 Радость труда воспитателя, считает Татьяна Вячеславовна, состоит в том, что он видит, как из маленьких почемучек вырастают умные, любознательные, многому научившиеся дети. И моя героиня всегда в поиске того, как можно познакомить их с прекрасным: поэзией, природой, музыкой.

 А сколько радости доставляет просто общение с детьми! И педагог с улыбкой вспоминает курьезные случаи.

 – У меня не очень хорошо получается заплетать девочкам косички и делать хвостики. Но после дневного сна детей люблю, чтобы они ходили опрятными и красивыми. И всякий раз, заплетая крох, приговариваю: "Ох, как некрасиво получается". Однажды после тихого часа говорю одной из девочек: "Олечка, я забыла тебя заплести". А в ответ слышу: "Вы, все равно не сможете, Татьяна Вячеславовна, поэтому не волнуйтесь". Как тут не засмеяться...

  Наш разговор прервался с началом завтрака: в этот день дети ели ароматную пшенную кашу. А "вторая мама" помогала помощнику воспитателя кормить ребятишек. А у меня появилась возможность поговорить с заведующей дошкольным учреждением Е.В. Куртасовой.

  – Татьяна Вячеславовна – педагог творческий, – говорит о ней руководитель, – в своей работе новые образовательные программы внедряет в практику, сочетая дыхательную и пальчиковую гимнастику, элементы релаксации. Она хорошо владеет знаниями по дошкольной педагогике и психологии, и поэтому дети быстро к ней привыкают. Ее работа построена на тесном контакте с психологом и музыкальным работником.

 Я пришла попрощаться с моей собеседницей, когда она вместе с музработником проводила занятие в просторном светлом зале. Так что завершилась наша беседа на лирической ноте:

 Да, иногда бывает трудно,
И на душе – ненастье,
Но глянешь в детские глаза –
И в этом мое счастье.

Э. РОЗМАН
Фото автора

( На сайте с 22.09.2006 )

Срочно сдается в аренду новый магазин в центре города!